Танец: легкость, грация, восторг! (к Международному дню танца)

Танец: легкость, грация, восторг!

(к Международному дню танца)

Танец – особенный вид искусства, в котором в качестве инструментов выражения чувств, эмоций и образов выступают движения тела человека, обычно под музыку. Танец берет свое начало в древнейших религиозных обрядах предков современного человека. Искусство танца развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий, поэтому считать его лишь развлечением и способом приятного времяпрепровождения было бы легкомысленно. По мнению искусствоведов и археологов, человек стал танцевать еще в 8 тысячелетии до нашей эры.  Танцы каменного века носили анимистический характер, основываясь на движениях животных, и постепенно приобретали черты обряда. Пляски стали неотъемлемой частью многих ритуалов. Танец является самым первым языком общения между людьми. Еще когда не было письменности и невозможно было вербально выразить свои чувства или желания, древние люди пускались в пляс. Танец был выражением счастья, победы, страха, желания и многих других ощущений. За  продолжительную историю танца было придумало большое количество видов, стилей и форм. Сегодня существуют такие направления, как балет, вальс, танго, самба, тектоник, брейкинг и многие другие. Не исчезают и народные традиции, продолжают существовать полька, джига, аркан, краковяк, танец живота. Постоянно появляются новые стили, завоевывая поклонников по всему миру: стрип-данс, шаффл, поппинг, хакка, джампстайл. Но воплощение совершенства – балет! Балет – поистине завораживающий танец. Грация, легкость и плавность движений; биение сердца в такт музыке и эмоциям; неподдельное ощущение пространства и времени. Немногие знают, какой тяжкий труд скрывается за этим. И какой болью дается порой простая ходьба для танцоров балета. Но на сцене – это сама легкость, красота и грация. Грациозность – это, прежде всего, способность эстетично и притягательно двигаться. Символ грациозности – хрупкая балерина Сколько за этим труда! Грациозность – это действия в гармонии с Природой. Она проявляется в совершенстве движений, осанки и поз.

Наша библиотека подготовила  к Международному дню танца (29 апреля) выставку книг, посвященных балету, выдающимся танцовщикам.

 

 


 

Книги

1  красовская

Щя7

К-784

 

Красовская, В. История русского балета / В. Красовская. – Л. : Искусство, 1978. – 231 с.

Книга рассматривает процесс развития русского балета от его возникновения до 1917 года, сжато излагает главные этапы и закономерности этого процесса. Периодизация выработана в свете современных достижений исторической науки и искусствоведения. В книгу включены наиболее существенные сведения и строго выверенные факты.

2  танец пантомима

Щ

Д-56

 

Добровольская, Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская. – Л. : Искусство, 1975. –  128 с.

Книга рассказывает о балетном спектакле и  основном его компоненте – танце, о том, что отличает танец от других искусств, в частности от пантомимы, как складывались и видоизменялись основные разновидности сценического танца, каковы танцевальные формы балетного спектакля и каким выразительным языком он пользуется. В чем разница между действенным и «чистым» танцем, между сюжетным и бессюжетным балетом. Автор анализирует танцевальные эпизоды из классических, советских и зарубежных постановок. 

3  балет и драма

Щ

К-26

 

Карп, П. М. Балет и драма / П. М. Карп. – Л. : Искусство, 1979. – 216 с.

Цель данного исследования – установить связи, сходство и различия между балетом и драмой, определить специфику балетного искусства, прояснить природу драматического в балете. Автор исходит из того, что дальнейшая разработка теории балета нуждается в исследовании отдельных его сторон и сопоставлении его с другими видами искусств, чтобы ощутить его родство и различие с ними.

4  карп

Щ

К-26

 

Карп, П. М. Младшая муза / П. М. Карп. – М. – Детская литература, 1986. – 190 с.

Книга об искусстве балета, о том, как и где родился балет, каким он был много лет назад и каким стал в наши дни. Большое место  в книге уделено рассказу о крупнейших хореографах и прославленных мастерах советского балета, снискавших славу  у нас в стране и за рубежом, о том как смотреть и понимать балет.

 

5  искусство 20 -х г

Щ

С-90

 

Суриц, Е. Я. Хореографическое искусство двадцатых годов / Е. Я. Суриц. – М. : Искусство, 1979. – 360 с.

Книга посвящена творчеству хореографов, работавших в академических театрах Москвы и Петрограда в период первого послереволюционного десятилетия. В ней исследуются последние постановки А. А. Горского на сцене Большого театра, первые балеты, созданные Ф. В. Лопуховым, К. Я. Голейзовским, работы В. Д. Тихомирова, Л. А. Жукова, В. А. Рябцева, Г. М. Баланчивадзе и др.

Автор стремился выявить связь  этих спектаклей с эпохой, с поисками художников других видов искусств. Одновременно подчеркивается то, что в балетах 1920-х годов имело принципиальное значение для дальнейшего развития советского хореографического театра. 

6  кшесинская

Щ

К-971

 

Кшесинская, М. Ф. Воспоминания / М. Ф. Кшесинская. – М. : ООО Издательство Олимп, ООО Издательство АСТ, 2002. – 409 с.

Выдающаяся балерина М. Кшесинская прожила почти век – с 1892 по 1971год. Ее воспоминания впервые были опубликованы в Париже  в 1960 году, и лишь в 1973 году в Москве появился машинописный экземпляр этих мемуаров на русском языке. Судьба подруги наследника престола, жены великого князя, героини великосветской хроники, красавицы-польки Матильды Кшесинской поистине интересна и загадочна.

 

7  дункан

Щ

Д-835

 

Айседора Дункан: Дункан А. Моя жизнь; Шнейдер, И. Встречи  с Есениным: Воспоминания / А. Дункан, И. Шнейдер. – К. – Мистецтво, 1989. – 349 с.

Айседора Дункан – всемирно известная танцовщица, одна из основоположниц «танца модерн», в своих исканиях опиралась на образы греческой пластики, стремилась к органической связи танца с музыкой. Читателям предлагается изданная впервые за последние несколько десятилетий автобиография А. Дункан, где описаны,  в часности, годы жизни и творчества танцовщицы в нашей стране. Как известно, А. Дункан стала в 1922 году женой Сергея Есенина, приняла российское гражданство. Книга адресована самому широкому кругу читателей.

 

8  1 агриппина

Щ

К-795

 

Кремшевская, Г. Д. Агриппина Яковлевна Ваганова / Г. Д. Кремшевская. – Л. : Искусство, 1981. – 136 с. : ил.

Книга посвящена жизненному и творческому пути замечательного деятеля советской хореографии А. Я. Вагановой, профессора хореографии. В книге рассказывается об исполнительской деятельности и постановках Вагановой А. Я., создании ею учебника «Основы классического танца», педагогическом процессе, а также об учениках великого хореографа – М. Семеновой, Г. Улановой, Т. Вечесловой, Н. Дудинской, Ф. Балабиной, А. Шелест, Г. Кирилловой, И. Колпаковой.

 

 

9  чернова

Щ

Ч-493

 

Чернова, Н. От Гельцер до Улановой / Н. Чернова.М. : Искусство, 1979. – 191 с. : ил.

В книге Н. Черновой рассматривается искусство ведущих танцовщиков двух крупнейших театров страны – Большого театра и Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, показательное для всей нашей хореографии. В книгу входят очерки о Гельцер, Тихомирове, Кригер, Люком, Семеновой, Иордан, Ермолаеве, Чабукиани, Дудинской, Вечесловой, Сергееве, Габовиче, Улановой и др.

 

9 а  уланова

Щ

Л-891

 

Львов-Анохин, В.А. Галина Уланова / В. А. Львов-Анохин. – М. : Искусство, 1984. – 350 с. : ил.

Книга посвящена жизни и творчеству народной артистки СССР всемирно известной балерины Г. Улановой. Автор подробно освещает исполнительскую деятельность балерины, внимательно исследует партии, созданные ею в классическом репертуаре и в балетах современных композиторов. Много страниц отводится в книге рассказу о педагогической деятельности балерины. Автор вводит читателя в репетиционные залы, показывает вдохновенный и кропотливый труд  репетитора-педагога, рассказывает о занятиях Г. Улановой с Е. Максимовой и  В. Васильевым, Н. Тимофеевой, Л. Семенякой, И. Семизоровой и другими известными артистами нового поколения балета. 

9 б  лепешинская

Щ

С-604

 

Солодовников, А. Ольга Лепешинская / А. Солодовников.М. : Искусство, 1983. – 212 с. : ил.

Автор книги Солодовников А. несколько лет работал директором Большого театра. Творчество     О. Лепешинской это блестящие страницы не только в истории Большого театра, но и исполнительского искусства всей советской хореографии. Именно о ней рассказывается в книге.  О. Лепешинская представлена как балерина, актриса, общественный деятель, педагог.

 

9 в  плисецкая

Щ

П-382

 

Жданов, Л., Комиссаржевский, В. Майя Плисецкая. Фотоальбом / Л. Жданов, В. Комиссаржевский. – М. : Планета, 1980. - 214 с. : ил.

Фотоальбом посвящен великой балерине М. Плисецкой. Авторы делают попытку разгадать тайну сценического очарования, одухотворенной грации балерины, которая по-своему выразила свое время, его мелодию, ритм, идеи.

 

9 г  максимова

Щ

К-65

 

Константинова, М. Екатерина Максимова / М. Константинова.М. : Искусство, 1982. – 214 с. : ил.

Автор книги, театральный критик  М. И. Константинова неоднократно выступала на страницах периодической печати со статьями о советском и зарубежном театре. Автор послеживает творческий путь народной артистки СССР Екатерины Максимовой, которая  уже давно танцует на сцене прославленного  Большого театра. Имя ее известно любителям балета не только в нашей стране, но и за рубежом, анализируется репертуар балерины как классический, так и современный.

 

9 д  колпакова

Щ

И-468

 

Ильичева, М. Ирина Колпакова / М. Ильичева. – Л. : Искусство, 1986. – 204 с. : ил.

Автор книги, Ильичева М., балетный критик, прослеживает в своей книге творческий путь народной артистки, Героя Социалистического Труда И. А. Колпаковой, в течение многих лет являющейся ведущей балериной академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, завоевавшей мировую славу.

 

Прошло совсем немало времени, но танец до сих пор является самым универсальным средством выражения чувств и эмоций. У каждого народа  есть характерный для конкретной местности танец.

Легкость и свобода, душевное равновесие и доброта, страсть и ненависть – все эти чувства можно выразить в движениях. Кто-то любит танец, а кто-то относится к нему равнодушно. Но точно нельзя не восхищаться грацией танцоров как современных, так и прошлых времен.

Комментарии